Светографика – техника рисования светом
Светографика
– это техника рисования светом и ещё одна возможность воплощения
творческих идей. А фотоаппарат - одно из средств, позволяющих
зафиксировать на матрице или же на пленке создаваемое светом полотно.
Кино в одном кадре. Сочетание приемов освещения, настроений
светографов, эмоций актеров и множества всевозможных факторов создает
удивительное пространство для творчества и зрелище для зрителя.
«Светопись» для нас является и продолжением, и частью «живописи» - рисование светом…
Если дневной свет или освещение в студии, даже, порой, случайное,
предлагает Вам уже готовую картину перед объективом, то в
«светографике» в кадре будет жить именно то, что Вы «отрисуете»
разнообразными источниками света. Поэтому, в «светографике» предстоит
начать видеть предметы, объекты, пластику линий и цвета по иному – как
бы «без костылей». Таким образом, мы всякий раз выполняем процесс
«явления» ( или «проявления») модели из темноты посредством света. А
вот показать модель полностью или частично утаить зависит уже от
поставленных художественных задач.
Вероятно, это нетрадиционный взгляд на изображение, ведь в реальности,
с которой мы обычно рисуем, не бывает такого количества источников
света, которые одновременно освещают самые неожиданные плоскости
объекта, порой, противореча друг другу, и более того, кажется даже, что
свечение исходит изнутри модели.
Что мы подразумеваем под термином "отрисовка светом".
Мы уже рассказали о методе стационарной отрисовки в трёх выпусках журнала "Фотомастерская". Статьи подряд, в выпусках (за октябрь-декабрь2007 года) Главное смысловое значение отрисовки именно в том, что мы
Рисуем светом, отрисовываем плоскости, собираем световую информацию.
Представьте черный холст, на котором начинают проявляться части
изображения. Вспышка за вспышкой, формируют именно то, что мы хотим
нарисовать, а не то, что обычно видят глаза при стандартных схемах
освещения.
Иногда мы снимаем сразу готовую работу, т.е. в один
кадр, что требует более детальной проработки схем освещения, но чаще
делаем эскизы для какого – то задуманного проекта, и полученные снимки
переносим в цифровой редактор, где весьма аккуратно доводим их до
какого-то, как нам кажется, более менее логичного завершения.
«Светографика»
- это не название альбома, это Метод съемки – способ исполнения
светополотна или работы, дорисованные в графическом редакторе с
использованием фото-эскизов, выполненных в этой технике света.
Мы,
каждый раз, после семинаров, просим нового светографа - к своим
творениям светом (публикуемым в интернете), прибавлять слово
"Светографика". Это не потому, что у нас пластинка заела, а для
определения позиции перед зрителем.
Мы взяли за основу Светографики - свечение изнутри.
Не важно, предмет ли это или человек - персонаж, но должно создаваться
ощущение, что сквозь все его поры, трещинки, складочки... выливается
наружу свет и он бывает разных цветов и разной интенсивности. Даже если
провести ужасный эксперимент - рассечь кусочек плоти - то оттуда,
непременно, выскользнет лучик света. Наверняка это непривычно для
зрителя, а нам кажется, что по-другому и быть не может!
«Cветографика» это техника рисования светом, которая включает два основных метода - статический и динамический.
Метод статической отрисовки
- Моноэкспозиция
(без познаний в этой области трудно добиться прописи в плоскостях).
Трудно дать точное короткое название. Проще будет прокомментировать.
Этому методу посвящен базовый курс семинара по светографике. Если
кратко, этот метод состоит в отрисовке объекта с разных сторон, включая
внутреннюю плоскость, никакого движения зажженным (включенным)
источником света(!), только направленный короткий всплеск света создает аккуратно освещенную область и естественно следующую за ней тень.
- Мультиэкспозиция.
Перемещение объекта отрисовки в несколько (две и более) фиксируемых
позиции. Это когда в одном кадре рисуется один и тот же персонаж или
предмет в разных позициях. И тут внимательно надо просчитывать
пересекающиеся световые плоскости этих позиций.
Метод динамической отрисовки
- Перемещающийся свет. Этот способ позволяет непосредственно самими источниками света вырисовывать в пространстве всевозможные импровизации. Используются
разнообразные осветительные приборы. Служит для заполнения фоновых
плоскостей и для стилизации светополотна. Всевозможные надписи,
орнаменты, украшения.
- Перемещающаяся плоскость отрисовки.
Это способ прописывания светового следа сдвигаемой плоскости. В
"сдвиге" назначение предмета, обыкновенный смысл его в повседневной
жизни - СОВЕРШЕННО МЕНЯЕТСЯ, представляет новое - непривычное зрелище!!
- Размывание. Движение направленного света для убирания фактуры и деталей.
Это тот самый случай, когда необходимо сгладить, сделать менее
значимым, менее детальным элемент экспозиции. При движении светового
луча происходит размазывание граней света-тени! Это главная причина
размазывающихся границ в изображении.
Способ широко используется под названием «световая кисть».
Все вышеперечисленные методы являются лишь частями единого процесса.
Они как самостоятельны, так и прекрасно сочетаемы друг с другом. В
результате мы получаем
и свет и графику.
Рисуем в темном помещении, «ощущая» и «ощупывая» светом формы,
вытаскивая их изображения из пустоты «черного холста» в один щелчок
затвора.
Почему светографы?
Случилось так, как, в общем-то, и логично было бы предположить.
Фотографы (закоренелые рыцари "чистого кадра") не признают нас за
своих. Художники, ухмыляются, разглядывая то, что происходит со светом
и фотоаппаратом (наши непосредственные инструменты). А когда разговор
заходит про цифровые редакторы, окончательно отворачиваются и фотографы
и художники. Вот пока остановились на этом термине (производный от
Светографика) - светографы и, конечно же, светографини!
Нас часто спрашивают откуда же, при такой позитивной и светлой
концепции, возникают порой мрачные настроения персонажей и, вообще,
довольно странные образы.
В
этом свете есть все то, что волнует нас в жизни. Двусмысленные
откровения, философские взгляды, проблемы и их решения стараемся
отразить на своих "светополотнах". И если свет хлещет отовсюду, это ещё
не значит, что эти работы рисуются "Воплощенным светом". Они рисуются
нами, простыми людьми, а мы уж, как ни стараемся, и искажаем, и
преломляем ту Божественную прозрачную субстанцию, что, возможно, и
приоткрывается порой. И как-то так повелось, что "негативное" и
"позитивное" - не хочется рассматривать отдельно друг от друга. Хотя,
конечно, пока мы не можем позволить себе многого (из опыта наших
публикаций и выставок в некоторых галереях).
О плагиате работ и идей.
Да, уже есть художники, фотографы, которые приняли эту технику
светописи и нашли для себя то, что теперь развивают и с чем
экспериментируют по-своему. Конечно, мы общаемся и обмениваемся
находками. Так что, такое представление света - это всего лишь метод,
концепция, вИдение... А уж как это используют светографы...
Поэтому мы считаем, что о плагиате не может быть речи, если иметь ввиду
"Светографику" как исполненные светополотна. Как можно "косить" под
какого-то фотографа, снимая портреты, предметы на цифровую камеру? Да
это не возможно, каждый снимает что-то свое! Этот метод освещения
просто непривычен для зрителя и "бросается в глаза". Но это всего лишь
метод (техника).
А если говорить о работах, что мы представляем зрителям, то в них
воплощены настолько личные переживания, вИдение, стилизация,
размышления в цветовых пятнах и линиях..., что о копировании как бы и
нет смысла говорить.
Мы пришли к выводу, что пора нам свои наработки потихонечку передавать
тем, кто в этом всерьез заинтересован, и уже всем вместе двигаться
дальше. Поэтому мы стали проводить индивидуальные семинары по обучению
"рисованию светом". И очень радостно, что приходят перенимать опыт в
светографике действительно заинтересованные люди. И теперь мы уже все
вместе развиваем это направление. И поскольку мы варимся в одном соку
и, вероятно, нас можно назвать коллективом, то метод рисования светом у
нас приблизительно схож, а имена у всех разные и по стилю работы
отличаются.
Много
ли нас? Пока не много. Но в любом случае мы вышли из "тени" и рады
людям, желающим попробовать себя в этой области "света".
Есть
способ для того, чтобы на начальном этапе лучше понять процесс
«отрисовки», освоить, как удачно отобразить рельеф, определить угол
направленности света и расстояние «осветительной точки» от освещаемой
плоскости, а также отследить эффекты, получающиеся от наложения
вспышек. Можно начинать обучение, фиксируя каждую вспышку света
отдельным кадром. В дальнейшем эти кадры совмещаются в графическом
редакторе, с применением к каждому из слоев режима наложения «screen».
Преимущество этого метода в том, что Вы сможете наблюдать поэтапно ход
вашей «отрисовки», но огромные недостатки, исключающие этот метод из последующей практики (!),
скорей всего разочаруют и Вас – это большие шумовые помехи,
собирающиеся со всех кадров, а также, так называемая «шевеленка», за
счет увеличения времени съемки, малейший сдвиг модели будет критично
отражаться на конечном результате.
Поэтому, натренировав таким
способом положение рук и прицел глаз, далее всю отрисовку экспозиции
нужно производить в один кадр!
Примеры работ: