1908
Шотландец Алан Арчибальд Кэмпбел Свинтон (Alan Archibald Campbell
Swinton) печатает в журнале Nature статью, в которой описывает
электронное устройство для регистрации изображения на
электронно-лучевой трубке. В дальнейшем эта технология легла в основу
телевидения.
1969 Исследователи из Bell Laboratories - Уиллард
Бойл (Willard Boyle) и Джордж Смит (George Smith) сформулировали идею
прибора с зарядовой связью (ПЗС) для регистрации изображений.
1970 Ученые из Bell Labs создали прототип электронной видеокамеры на основе ПЗС. Первый ПЗС содержал всего семь МОП-элементов.
1972
Компания Texas Instruments запатентовала устройство под названием
«Полностью электронное устройство для записи и последующего
воспроизведения неподвижных изображений». В качестве чувствительного
элемента в нем использовалась ПЗС-матрица, изображения хранились на
магнитной ленте, а воспроизведение происходило через [[телевизор].
Данный патент практически полностью описывал структуру цифровой камеры,
несмотря на то, что сама камера фактически была аналоговой.
1973
Компания Fairchild (одна из легенд полупроводниковой индустрии) начала
промышленный выпуск ПЗС-матриц. Они были чёрно-белыми и имели
разрешение всего 100х100 пикселей. В 1974 при помощи такой ПЗС-матрицы
и телескопа была получена первая астрономическая электронная
фотография. В том же году Гил Амелио (Gil Amelio), также работавший в
Bell Labs, разработал техпроцесс производства ПЗС-матриц на стандартном
полупроводниковом оборудовании. После этого их распространение пошло
намного быстрее.
1975 Инженер Стив Сассон (Steve J. Sasson)
работавший в компании Kodak сделал первую работающую камеру на
ПЗС-матрице производства Fairchild. Камера весила почти три килограмма
и позволяла записывать снимки размером 100x100 пикселей на магнитную
кассету (один кадр записывался 23 секунды).
1976 Fairchild
выпускает первую коммерческую электронную камеру MV-101, которая была
использована на конвейере Procter&Gamble для контроля качества
продукции. Это уже была первая, полностью цифровая камера, передававшая
изображение в миникомпьютер DEC PDP-8/E по специальному параллельному
интерфейсу
1980 Sony представила на рынок первую цветную видеокамеру на основе ПЗС-матрицы (до этого все камеры были чёрно-белыми).
1981
Sony выпускает камеру Mavica (сокращение от Magnetic Video Camera), с
которой и принято отсчитывать историю современной цифровой фотографии.
Mavica была полноценной зеркальной камерой со сменными объективами и
имела разрешение 570×490 пикселей (0,28 Мп) Она записывала отдельные
кадры в формате NTSC и поэтому официально она называлась «статической
видеокамерой» (Still video camera). Технически, Mavica была
продолжением линейки телевизионных камер Sony на основе ПЗС-матриц. Во
многом, появление Mavica было переворотом, аналогичным изобретению
химического фотопроцесса в начале 19-го века. На смену громоздким
телекамерам с электронно-лучевыми трубками пришло компактное устройство
на основе твердотельного ПЗС-сенсора. Полученные на ПЗС-матрице
изображения сохранялись на специальном гибком магнитном диске в
аналоговом видеоформате NTSC. Диск был похож на современную дискету, но
имел размер 2 дюйма. На него можно было записать до 50 кадров, а также
звуковые комментарии. Диск был перезаписываемый и назывался Video
Floppy и Mavipak.
Примерно в то же время в канадском университете
Калгари была разработана первая полностью цифровая камера под названием
All-Sky camera. Она предназначалась для научной фотосъемки, была
сделана на основе ПЗС-матрицы Fairchild и выдавала данные в цифровом
формате.
1984-1986 По примеру Sony, компании Canon, Nikon,
Pentax также начали выпуск электронных видео- и фотокамер. Камеры были
аналоговыми, стоили очень дорого и имели разрешение 0,3–0,5
мегапикселей. Картинки в формате видеосигнала писались на магнитные
носители (как правило, дискеты). В этом же году Kodak ввёл в обиход
термин «мегапиксель», создав промышленный образец CCD-сенсора с
разрешением 1,4 Мп.
1988 Компания Fuji, которой и принадлежит
право первенства в производстве полноценной цифровой видео-фотокамеры,
совместно с Toshiba выпустила камеру Fuji DS-1P, основанную на
ПЗС-матрице с разрешением в 0,4 Мп. DS-1P также стала первой камерой,
записывавшей изображение в формате NTSC не на магнитный диск, а на
сменную карту памяти статического ОЗУ (Static RAM) со встроенной для
поддержания целостности данных батарейкой. В том же году Apple
совместно с Kodak выпускает первую программу для обработки
фотоизображений на компьютере — PhotoMac.
1990 Появилась уже
полностью цифровая, коммерческая камера – Dycam Model 1, более
известная под как Logitech FotoMan FM-1. Камера была чёрно-белая (256
градаций серого), имела разрешение 376x240 пикселов и 1 мегабайт
встроенной оперативной памяти для хранения 32 снимков, встроенную
вспышку и возможность подключить камеру к компьютеру.
1991
Kodak, совместно с Nikon, выпускает профессиональный зеркальный
цифровой фотоаппарат Kodak DSC100 на основе камеры Nikon F3. Запись
происходила на жесткий диск, находящийся в отдельном блоке, весившем
около 5 кг.
1994 Apple совершает настоящий маркетинговый
прорыв, выпустив Apple QuickTake 100. Фотокамера была выпущена в
корпусе, напоминавшем бинокль (популярная в те годы форма для
видео-фотокамер) и позволяла хранить во внутренней Flash-памяти восемь
снимков размером 640×480 (0,3 Мп) или тридцать два снимка с половинным
разрешением 320×200. Подключалась камера к компьютеру с помощью
последовательного порта, питалась от трёх батареек формата AA и стоила
меньше восьмисот долларов.
1994 На рынке появились первые Flash-карты форматов Compact Flash и SmartMedia, объёмом от 2 до 24 Мбайт.
1995
Выпущены первые потребительские фотоаппараты Apple QuickTake 150, Kodak
DC40, Casio QV-11 (первая цифровая фотокамера с LCD-дисплеем и первая
же — с поворотным объективом), Sony Cyber-Shot. Началась гонка за
снижение цены и приближение качества цифровой фотографии к качеству
плёнки.
1996 Приход на рынок компании Olympus, не только с
новыми моделями, но и с концепцией комплексного подхода к цифровому
фото, основанной на создании локальной пользовательской инфраструктуры:
камера + принтер + сканер + персональное хранилище фотоинформации.
1996
Fuji представила первый цифровой минилаб. Технология нового устройства
была гибридной – она сочетала в себе лазерные, цифровые и химические
процессы. В дальнейшем к производству цифровых минилабов подключились и
другие компании, в частности, Noritsu и Konica.
1997
Преодолён символический рубеж в 1 мегапиксель: в начале года выходит
камера FujiFilm DS-300 c 1,2-мегапиксельной матрицей, в середине —
зеркальная (на основе светоразделяющей призмы) однообъективная камера
Olympus C-1400 XL (1,4 мегапиксела).
2002 Sigma выпускает камеру SD9 c трехслойной матрицей Foveon,
2003
Начало выпуска Canon EOS 300D – первой доступной по цене широкому кругу
фотографов зеркальной цифровой фотокамеры со сменными объективами.
Благодаря этому факту, а также выпуску аналогичных камер другими
производителями, произошло массовое вытеснение плёнки не только из
среды непритязательных любителей и профессионалов, но и среди
«продвинутых» любителей, до этого относившихся к цифровой фотографии
довольно прохладно.
2003 Компаниями Olympus, Kodak и FujiFilm
представлен стандарт 4:3, направленный на стандартизацию цифрового
фотооборудования и выпущена фотокамера Olympus Е-1 под этот стандарт.
Вследствие
совершившейся цифровой миниреволюции особенно выиграли японские
компании, в отличие от осторожных «американцев». В частности, Sony и
Canon сегодня считаются признанными лидерами рынка, а компания Kodak,
являясь одним из ведущих разработчиков технологий для цифровой
фотографии, рынок любительской цифровой фототехники практически
потеряла.
по материалам wikipedia.org